Такие вопросы и не бесспорные мнения напрашиваются само собой при сопоставлении сведений и намеков, содержащихся в легендах о Хиве, сохранившихся средневековых письменных источниках, археологических материалах и научных публикациях.
Такие вопросы и не бесспорные мнения напрашиваются само собой при сопоставлении сведений и намеков, содержащихся в легендах о Хиве, сохранившихся средневековых письменных источниках, археологических материалах и научных публикациях.
Некоторые размышления автора данной статьи на эту тему предлагаются вашему вниманию, дорогие наши читатели…
В этой связи особого внимания заслуживает упоминание в одной из легенд сообразно к городу Хива того, что «…Рамл, — как пишет Кошмухаммад Хиваки, — основан … сам по себе ибн Нухом (Сам дитя Ноя — перевод с арабского)… как ковчега своего отца… сегодня он известен под названием Хивак (переводится как «город на объемистый воде или же канале»)…»
При этом если мы обратим уважение на чин самой древней части Хивы, то своими подпрямоугольными очертаниями и пропорциями она есть тот грех напоминает библейский Ковчег…. Т.е. она построена «…наподобие ковчега своего отца…»… неумышленно ли это совпадение?!
Что это как не косвенный инсинуация на то, что вымышленный (или мнимый Библейский?!) устроитель города (по научным имеющимся данным возникшего двадцать пять веков назад) мог бы жаловаться и на то, что бы лежать паки и возможным основоположником судостроения в нем?!
Ярким подтверждением тому являются и весть автора X века Абу Исхака Истахри, по описаниям которого посёлок Хиву и реку Джейхун соединял крупный главный канал, сооруженный не только для орошения округи, Но и по которому «плавают суда», а и то, что «(Там) строятся и отделываются суда…»
Наряду с этим, по свидетельству современников и историков, в Хиве опять в XIX веке наряду с другими ремеслами было развито судостроительство. о многотысячелетней традиции речного и морского судоходства и судостроительства в Средней Азии, и в частности на территории Узбекистана, свидетельствуют и самые древние изображения…
Особое простор между них занимает наскальный чертеж (III-нач. I тыс. до н.э.) одномачтового парусного судна из Бештобе (Бештепе) около Нукуса, обнаруженный археологом С.П.Толстовым опять в 40-х годах XX века.
Находка этого изображения возрастом от пяти до трех тысяч годов и другие артефакты и весть наводят на определенные размышления…
К примеру: Ближайшие аналоги этому типу древнейших парусных «кораблей» найдены в египетских изобразительных сюжетах, на сосуде V-IV тысячелетий до н.э. и на рельефах дворца ассирийского царя Саргона II (кон.VIII в. до н.э. или же рождества Христова) в Нимруде….
при раскопках античного буддийского монастыря Каратепа (II-IV вв.н.э.) в Старом Термезе (юг Узбекистана) обнаружена уникальная булла (оттиск печати на глине) с изображением военно-транспортного гребного (по 18 весел с каждого борта) судна с округлым плетеным (?) дном и маленькой шлюпкой впереди.
Изюминка нашего сенсационного открытия в том, что посёлок Хива находится в пустынной зоне — в глубине континента, зa не мало тысяч километров от ближайшего берега океана, и в сотнях км от Каспийского и Аральского морей… пускай бы и соединялась судоходным каналом с Амударьей.
И даже узкому кругу специалистов было неизвестно, что сей посёлок может обижаться на чин родины местного и, возможно, центральноазиатского судостроения!!!
И, вероятно, не только речного, Но и морского….
Примечательно, что традиции изготовления похожих плетеных из тростника кораблей были известны еще раз в более старый древности в Вавилоне и Месопотамии, а и самые древние — в Кувейте, где обнаружены их фрагменты восьмитысячелетней давности…
(Часть 1. Продолжение рассказа о малоизвестных сведениях о Хиве следует…)
Др. Дима Савчук-Курбанов, знаток по Великому шелковому пути и истории коммуникаций, археолог, искусствовед…
Специально для nu.uz
Добавить комментарий